Малая Голландия
Олег Клодт и Анна Агапова выдержали дом в подмосковном Усове в цветах фламандской живописи — от глубокого серого до состаренного золотого.
У меня этот дом сразу вызвал в памяти Брюгге — теплый сентябрьский вечер, сумерки, стоячая вода каналов, окна в одном из домов распахнуты, видно, что там горят свечи, и слышен звук рояля. В подмосковном доме рояля не оказалось, но Олег Клодт сказал мне, что подумывал поставить его в одной из гостиных. Рояль в этом доме выглядел бы органично.
Олег Клодт и Анна Агапова стремились создать атмосферу фамильного гнезда, в котором хорошо всем — и картинам, и книгам, и людям. В таком “гнезде” должна быть большая библиотека и парочка-другая старинных кресел или шкафов, оставшихся от бабушки и бережно хранимых. Библиотека, кстати, здесь очень неплохая — сотрудники арт-отдела мастерской Олега Клодта специально для дома в Усове сделали подборку книг, которые могут быть интересны хозяевам. На первом этаже в классическом книжном шкафу собраны альбомы и монографии по изобразительному искусству. На втором этаже хранятся произведения художественной литературы, расставленные в строгом порядке, по странам и по периодам.
Интерьер выглядит удивительно цельным, хотя вещи, которые его наполняют, созданы в разные века и прибыли из разных городов, стран и даже с разных континентов. Что-то заказывалось в Бельгии, что-то в Америке; антикварные шкафы Анна вместе с хозяйкой дома отбирали в Петербурге на блошиных рынках и реставрировали, резные кровати делали на заказ, картины покупали на международных аукционах. Связывает все элементы воедино “фламандский подход”, как называет его Анна. Что это такое — в точности трудно определить, потому что фламандский стиль в интерьере пока не так популярен, как скандинавский, но у него хорошие перспективы. Главное в нем — контраст между простотой стен и богатством внутреннего убранства, пришедший из каких-то седых веков и оказавшийся очень современным.