На сцене и за кулисами
Сохранение архитектурного наследия — сложная тема. Недавно в Москве появился дом, предлагающий оптимальное решение проблемы того, как обновить город, не жертвуя его историей. О “Театральном доме” на Поварской рассказывает Евгений Владимиров.
Поварская — одна из самых красивых улиц в столице, в бытность студентом-архитектором я много дней провел там, зарисовывая различные фасады. Просто удивительно, как небольшой островок архитектурной среды, очень разной по стилю (там и русский модерн в Хлебном переулке, и храм Симеона Столпника, и классицизм XVIII века, и неоклассика начала века двадцатого), оказывается таким органичным и целостным. Один из домов в этом районе расположен на пересечении Поварской, Хлебного и Мерзляковского переулков: четыре этажа спокойной классики в типичной для Москвы зелено-белой гамме, построенных в XIX веке Николаем Струковым и Виктором Гартманом. Место с интереснейшей культурной историей, кстати — здесь располагался в 1897‑м Театр Немчинова, а в 1905 году Станиславский арендовал его для экспериментальной “Студии на Поварской”. Фасады, впрочем, у дома неброские: это именно тот тип здания, не слишком эффектного архитектурно, который столь часто становится жертвой варварского сноса.
Дому Струкова, однако, повезло. Он стал частью масштабного проекта компании “Галс-Девелопмент” по созданию жилого комплекса “Театральный дом” (в названии этом — отклик на историю места). Реконструкция и реставрация, произведенные по проекту института “Моспроект‑2 им. М. В. Посохина”, а конкретно мастерской Павла Андреева, архитектора, знающего и любящего классику и умеющего ее строить, захватили целый квартал. Все исторические фасады включенных в комплекс зданий отреставрированы группой архитекторов-реставраторов под руководством Бориса Савина.