По домам!
Прошли те времена, когда образцом элитной недвижимости в Москве была квартира с открытой планировкой в доме на закрытой территории. Сейчас все стало гораздо интересней. Рассказывает Елизавета Воскресенская.
Дом Наркомфина и поколение хай‑тек
После масштабной реконструкции в доме Наркомфина выставлены на продажу первые квартиры. Это событие — знаковое для московского рынка недвижимости. Во всем мире для людей, знающих историю архитектуры, это здание едва ли не важнее Кремля или собора Василия Блаженного. В “Мастере и Маргарите” он упоминается как один из героев: “Воланд неподвижно, чуть ссутулившись, стоял перед домом Наркомфина и смотрел на него, и непонятно было, что делается в голове у мага — думает ли он о том, на что смотрит, или же мысли его далеко, в каких-нибудь диких, безводных степях, или же он ни о чем и не думает — просто глядит на это странное, ни на что вокруг не похожее, пароходообразное сооружение, загипнотизированный его причудливой красотой”. После завершения постройки в 1930 году дом-коммуна авторства Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса тут же стал хрестоматией конструктивизма, цитируемой не только в Москве, но и в Нью-Йорке и Берлине. Но судьба пророка и конструктивистских домов известна: постепенное ветшание, постоянная угроза сноса. К счастью, даже в худшие времена в Наркомфине оставались жильцы. Следили за ним и потомки Гинзбурга. Примечательно, что текущий владелец Наркомфина пригласил именно “Гинзбург Архитектс” осуществлять архитектурный надзор над ведущимися в доме работами. В 2018 году выяснилось, что все, что девяносто лет назад придумал Моисей Гинзбург, только теперь дошло до правильного адресата — некоторые его идеи сейчас актуальны как никогда.