Главный драйвер роста темпов агфляции
Почему повысились потребительские цены на плодоовощную продукцию
Стоимость плодов и овощей на полке с начала года заметно увеличилась. В первую очередь — на огурцы, томаты и лук. Эксперты объясняют ситуацию сезонностью производства и неблагоприятными погодными условиями. Производители, работающие в открытом грунте, никакого повышения отпускных цен на овощи (кроме лука) не отмечают. При этом издержки у них растут так же, как и у тепличных предприятий, стоимость реализации продукции которых по сравнению с прошлым годом все-таки увеличилась.
Продовольственная инфляция в первые месяцы 2023 года оставалась на низком уровне. Так, в январе потребительские цены на продукты питания в среднем выросли на 1,3 % (по сравнению с месяцем ранее), в феврале — на 0,8 %, следует из данных Росстата. При этом стоимость основных категорий продовольствия — мяса, молочки, круп, хлеба, сахара — либо снижалась, либо стагнировала. Основу же положительной динамики агфляции обеспечила плодоовощная продукция, которая дорожала активными темпами не только в этом году, но и в последние месяцы 2022-го.
Согласно информации статведомства, розничная стоимость огурцов в январе текущего года относительно декабря 2022-го подскочила сразу на 34,3 %, репчатого лука — на 25,7 %, помидоров — на 22,3 %, винограда — на 18,3 %, моркови — на 16,3 %. В феврале по отношению к первому месяцу года подорожание плодов и овощей продолжилось: цены на лук повысились в среднем на 34,2 %, на томаты — на 15,2 %, на виноград — на 13,7 %, на груши — на 7,5 %, на огурцы — на 7,1 % и так далее. Рост стоимости лука в отдельных регионах России в феврале достигал 71,5 % относительно января, на томаты — 35 %, на огурцы — 41 %, следует из данных Росстата.