Не только сырье
Как растет вывоз российской продукции пищепрома
Курс на развитие экспорта продукции с добавленной стоимостью был задан президентом страны Владимиром Путиным несколько лет назад. С тех пор глобальной перестройки структуры поставок не произошло, однако некоторые сектора АПК действительно активизировали вывоз таких товаров. На дальней шее успешное завоевание мирового рынка могут рассчитывать мясная, молочная, масложировая, кондитерская отрасли и производители напитков.
Сельское хозяйство планомерно уходит от исключительно зернового экспорта, доля поставок продукции с высокой добавленной стоимостью растет, говорил весной министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев. В 2020 году удалось добиться существенной прибавки по этой категории. Так, по данным «Агроэкспорта», вывоз продукции пищевой и перерабатывающей промышленности увеличился по отношению к показателю 2019-го более чем на 15% до $4,5 млрд. Расширяется и география поставок: например, российское мороженое появилось уже в 35 странах, а российский мед — в 29.
Особенности номенклатуры
Объем российского экспорта за 2012–2020 годы рос в среднем в номинальном выражении на 5% в год, информирует начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Самые высокие темпы роста были в группах «мясо», «живой скот», «масличные», а самые низкие — в категориях «молочная продукция», «яйца» и «алкоголь». В структуре вывоза на сельскохозяйственное сырье (группы 1–15 ТН ВЭД) в прошлом году пришлось 77% от общей стоимости экспорта, а в 2012-м было 75%. «Конечно, можно считать мясо (код 02), растительное масло (15-й код) или муку (входит в 11) тоже продукцией с высокой добавленной стоимостью, хотя по номенклатуре это все-таки сырье», — поясняет эксперт.