Потребители экономят на растительных альтернативах
Как меняется спрос на аналоги молочной и мясной продукции
Прошлый год оказался достаточно сложным для участников рынка растительных альтернатив молока и мяса: приходилось налаживать новые логистические цепочки, менять поставщиков сырья и работать в условиях неопределенности. Кроме того, спрос на такие продукты начал падать на фоне снижения доходов населения. Тем не менее отрасль успешно преодолевает все негативные факторы и, по мнению экспертов, продолжит свой рост в 2023-м.
В 2022 году спрос на растительные продукты в России сильно разнился в зависимости от вида. Так, согласно исследованию аналитического агентства NielsenIQ, продажи самой крупной категории в этом сегменте (60 % общего объема реализации) — охлажденных аналогов мяса на основе растительных белков — по итогам 10 месяцев в денежном выражении снизились на 70,3 % по сравнению с тем же периодом 2021 года. В то же время продажи замороженных аналогов значительно увеличились — рост составил 96,5 % по итогам января — октября. Объем реализации растительного «мяса» длительного хранения прибавил 9,8 %.
Тем не менее в 2021 году этот рынок развивался активнее. В целом с января по октябрь он расширился на 24,4 %, информировал NielsenIQ. При этом аналитическая компания Deloitte Consulting тогда прогнозировала, что данный сегмент будет прирастать по 10 % в течение следующих пяти лет. И хотя в среднем темпы увеличения отрасли замедлились, доля продаж растительных продуктов в структуре мясного рынка продолжила расти и приблизилась к 1 %.
В категории аналогов молока тоже наблюдается негативная динамика, хотя сокращение объемов реализации в крупнейших розничных торговых сетях России и менее выраженное — на 0,7 % по итогам января — ноября 2022 года, подсчитал NielsenIQ. В 2021-м за 11 месяцев сектор растительных напитков увеличился на 17,2 %. Объем рынка растительных альтернатив молоку оценивается сейчас более чем в 6 млрд руб.