Сырные перспективы
Производство сыров может перевалить за 1 млн т к 2030 году
За последние годы российские производители практически полностью заместили объемы импортного сыра, завозимого в страну до введенных в 2014 году ограничений на поставки из-за рубежа. Сейчас они конкурируют преимущественно только с белорусской продукцией. Дальнейшие перспективы развития для отечественных сыроделов выглядят туманно: потребление внутри страны ограничивают нерастущие доходы, а перспектива выхода на внешние рынки затруднена тем, что российские сорта сыра готовы потреблять только жители бывших советских республик. Тем не менее пока объемы выпуска сыров продолжают увеличиваться.
В прошлом году российские предприятия выпустили 669 тыс. т сыра, следует из данных Росстата. Это на 3,3 % больше, чем в 2021-м. По подсчетам BusinesStat, производство сыра в 2022 году достигло 717,2 тыс. т, а весь объем сырного рынка России с учетом экспортируемой продукции составил 920,9 тыс. т (все цифры — без учета сырного продукта). Выпуск сырного продукта в стране по итогам 2022-го достиг 215 тыс. т, добавляет гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев.
За пять лет производство сыра в стране увеличилось на 58 %, оценивает директор по исследованиям BusinesStat Игорь Чингилиди. В том числе мягких — на 33,1 % к уровню 2018-го, плавленых — на 18,8 %, твердых — на 12,1 %. «В 2019 году вступили в силу поправки к техническому регламенту Таможенного союза “О безопасности молока и молочной продукции”, которые касались необходимости информировать потребителей о содержании в молочной продукции растительных жиров, — рассказывает эксперт. — Предпринятые меры дали возможность покупателям легче ориентироваться в ассортименте и выбирать натуральную продукцию, что привело к росту продаж натуральных сыров в России и, как следствие, к дальнейшему увеличению их выпуска».