Вагоны догоняют машины
Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%
Урожай зерна прошлого года рекордным не был, хотя и оценивается как высокий. Тем не менее экспорт в сезоне-2020/21 шел стремительными темпа ми. Спрос на перевозки зерна тоже был хорошим, особенно по железной дороге. Доля же автомобилей в прошлом сельхозгоду снизилась сразу на 7% — сказалось принятие меморандума о перегрузах, вылившееся в рост тарифов на транспортировку.
По оценкам аналитического центра «Русагротранса », объем перевозок зерна на экспорт по железной дороге в России в сезоне-2020/21 составил 19 млн т. «Это исторический рекорд и в 1,4 раза больше, чем годом ранее, когда отгрузки по ж/д составили около 13,5 млн т, — отмечает руководитель центра Игорь Павенский. — Причем впервые шесть месяцев подряд перевозилось более 2 млн т зерна ежемесячно, на максимуме — 2,3 млн т». Более того, объемы транспортировки зерновых по железной дороге в ушедшем сельхозгоду превысили даже показатель сезона-2017/18 — 18,6 млн т, когда был собран рекордный урожай зерна в 135,5 млн т. В прошлом году, согласно данным Росстата, в стране было собрано 132,9 млн т.
Как шли отгрузки зерна на экспорт по железной дороге
По всем направлениям
Стимуляция субсидией
Доля железнодорожных перевозок в экспорте зерна возросла с 33% до 40% — показатель по итогам сезона составил 19 млн т. «Это максимум с сезона-2011/12», — уточняет Павенский. По его мнению, росту объемов перевозок по железной дороге, во-первых, способствовало увеличение мощностей по выгрузке вагонов в глубоководных портах примерно на четверть в прошлом сельхозгоду. В этом сезоне данный показатель продолжит расти, в том числе за счет расширения практики формирования маршрутов.