А часики-то тикают!
Автомобильные часы АЧГ для грузовика ГАЗ-51
Часы, наверное, больше, чем любой другой предмет, наводят на мысли о времени. Вот как-то незаметно с улиц исчезли прохожие с вопросом: «Вы не подскажете, который час?» Сегодня у всех смартфоны, а там часы – одна из многочисленных функций. Наручные часы сейчас стали показателем чувства стиля, статуса, богатства и даже коррумпированности своего владельца. С автомобильными часами все было по-другому.
Часы появились в автомобиле поначалу как опция, и довольно дорогая, но зато очень важная для безопасности. Привычные сегодня наручные часы в начале ХХ века только появились и не были так распространены, как сейчас, – большинство тогда носило карманные, а для того, чтобы вытащить их из кармана жилетки, открыть крышку и посмотреть на стрелки, надо было отвлечься от дороги. Намного удобнее и быстрее бросить взгляд на циферблат перед своими глазами.
Поскольку опция была дорогой, то часы из автомобилей в те времена часто воровали – продолжалось это примерно до середины ХХ века, когда массовость и распространенность автомобильных часов девальвировала их ценность в глазах воров. В советских автомобилях с часами случались перекосы. Так, в тридцатые годы часы ставились в салон лимузина ЗИС-101 и малолитражки КИМ-10, а модели среднего класса ГАЗ-М1 и ГАЗ-11-73 обходились без них. В послевоенное время ЗИС-110, ЗИМ и «Победа» были с часами, «Москвич» – нет. Первым из «Москвичей» часами обзавелся «четыреста седьмой». Из грузовиков часы получили ГАЗ-51 и ГАЗ-53, правда не сразу и не все, а ЗИС-150, ЗИЛ-164 и даже ЗИЛ-130 – не получили вообще.