Дело Важинского
Как погиб главный конструктор автозавода имени Сталина
Порой так случается, что об автомобилях мы знаем намного больше, чем о тех, кто их создавал. сейчас многое известно про грузовик ЗИС-5 или лимузин ЗИС-101, но об их конструкторе Евгении Ивановиче Важинском – почти ничего. Настолько, что до сих пор оставались неведомыми обстоятельства и точная дата его смерти – лишь то, что он был репрессирован, а его жизнь оборвалась в 1938 году. Но в государственном архиве Российской Федерации сохранилось следственное дело Важинского, позволяющее установить подробности его гибели.
Основанием для ареста, как тогда часто практиковалось, стали показания, полученные от другого подследственного. Им оказался Олимпий Митрофанович Иванов, начальник специального конструкторского бюро № 2 Кировского завода, арестованный 20 ноября 1936 года и расстрелянный по 58-й статье 7 мая 1937 года. Иванов был одним из создателей многобашенных танков Т-28 и Т-35, поэтому и был обвинен в шпионской и вредительской деятельности в области танкостроения. Именно по делу о контрреволюционной организации в танковой, а вовсе не в автомобильной промышленности, как могло бы показаться на первый взгляд, и проходил поначалу Важинский.
В справке на арест приводятся цитаты из допроса Иванова от 16 декабря 1936 года, где Иванов сообщает о вредительской деятельности и антисоветских высказываниях: «Важинский враждебно относился к советской власти, с озлоблением отзывался о вождях партии и советского правительства. Важинский говорил, что советская власть хочет уничтожить всю старую интеллигенцию. Важинский, так же как и я, считал, что наиболее приемлемой политической системой для России должен быть фашизм».