Как погиб главный конструктор автозавода имени Сталина

АвтопилотHikoya

Дело Важинского

Как погиб главный конструктор автозавода имени Сталина

Иван Баранцев • Фото ГАРФ, РГАКФД и из архива автора

Законченного высшего образования у Важинского не было – только два курса физмата и четыре курса механического отделения Киевского политехнического института. Дипломный проект он так и не сдал, очевидно, помешала война и призыв в армию.

Порой так случается, что об автомобилях мы знаем намного больше, чем о тех, кто их создавал. сейчас многое известно про грузовик ЗИС-5 или лимузин ЗИС-101, но об их конструкторе Евгении Ивановиче Важинском – почти ничего. Настолько, что до сих пор оставались неведомыми обстоятельства и точная дата его смерти – лишь то, что он был репрессирован, а его жизнь оборвалась в 1938 году. Но в государственном архиве Российской Федерации сохранилось следственное дело Важинского, позволяющее установить подробности его гибели.

Основанием для ареста, как тогда часто практиковалось, стали показания, полученные от другого подследственного. Им оказался Олимпий Митрофанович Иванов, начальник специального конструкторского бюро № 2 Кировского завода, арестованный 20 ноября 1936 года и расстрелянный по 58-й статье 7 мая 1937 года. Иванов был одним из создателей многобашенных танков Т-28 и Т-35, поэтому и был обвинен в шпионской и вредительской деятельности в области танкостроения. Именно по делу о контрреволюционной организации в танковой, а вовсе не в автомобильной промышленности, как могло бы показаться на первый взгляд, и проходил поначалу Важинский.

В справке на арест приводятся цитаты из допроса Иванова от 16 декабря 1936 года, где Иванов сообщает о вредительской деятельности и антисоветских высказываниях: «Важинский враждебно относился к советской власти, с озлоблением отзывался о вождях партии и советского правительства. Важинский говорил, что советская власть хочет уничтожить всю старую интеллигенцию. Важинский, так же как и я, считал, что наиболее приемлемой политической системой для России должен быть фашизм».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Дождь со снегом Дождь со снегом

Автомобили в объективе фотографа Бориса Косарева

Автопилот
Петербург Ивана Крылова: как Город на Неве отметил свой столетний юбилей и пережил череду невзгод Петербург Ивана Крылова: как Город на Неве отметил свой столетний юбилей и пережил череду невзгод

Торжества, устроенные Александром I, надолго запомнились петербуржцам

Вокруг света
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Что такое желчь и как она отмывает посуду и желудок от жира Что такое желчь и как она отмывает посуду и желудок от жира

Где фабрика по производству желчи и чем отличается печеночная желчь от пузырной?

Вокруг света
Марш антиподов Марш антиподов

Образ загадочных «антиподов» продолжает будоражить воображение

Вокруг света
Стекло под ногами, или как дневной свет попал в подвал Стекло под ногами, или как дневной свет попал в подвал

Город — словно остров в океане времени

Наука и жизнь
Arcadia Sherpa 80XL Arcadia Sherpa 80XL

Верфь Arcadia Yachts считает эту яхту самым представительным своим проектом

Y Magazine
Люди и вещи Люди и вещи

Воскресная ярмарка в Монтевидео – не столько рынок, сколько культурное событие

Вокруг света
Теория равновесия Теория равновесия

Четыре века продолжались поиски Неведомой Южной Земли

Вокруг света
Сладкие напитки обложат акцизом Сладкие напитки обложат акцизом

Чем это обернется для рынка безалкогольной продукции

Агроинвестор
В траве сидел кузнечик… певчий В траве сидел кузнечик… певчий

Каких представителей фауны и флоры мы постоянно путаем?

Наука и жизнь
Прогулка вокруг марсианских вулканов Прогулка вокруг марсианских вулканов

Отправляемся в экспедицию на Марс

Наука и жизнь
Мясо в плюсе Мясо в плюсе

Экспорт мяса может превысить 560 тыс. т

Агроинвестор
Яхта для плохих парней Яхта для плохих парней

Конек Otam 58 GTS — комфорт пассажиров на высокой скорости

Y Magazine
Битый, дутый, воздушный Битый, дутый, воздушный

Вздутый пирог — как его готовят и с чем едят?

Наука и жизнь
Princess S72 Princess S72

Чем удивят яхтенное сообщество британские судостроители?

Y Magazine
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Как робкие предположения превратились в современные гипотезы о развитии жизни

Наука и жизнь
Потребители пересмотрели рацион Потребители пересмотрели рацион

Как в прошлом году менялись предпочтения покупателей

Агроинвестор
Зерновой рынок становится все депрессивнее Зерновой рынок становится все депрессивнее

Итоги первой половины сезона 2022/23 из жизни зернового рынка

Агроинвестор
Аура океана Аура океана

50‑метровая стальная яхта Ocean Z строилась on speculation

Y Magazine
Mini Moke. Легенда на колесах Mini Moke. Легенда на колесах

Биография Mini Moke дает право называть его легендарным

Y Magazine
Горячий сезон Горячий сезон

Аргентинцы не представляют себе праздничного застолья без рагу локро

Вокруг света
Верить нельзя проверить Верить нельзя проверить

Оцениваем истинный урон окружающей среде на всех этапах жизненного цикла яхты

Y Magazine
Неправильный огород Неправильный огород

Как называть серавая, который высаживает странные цветы просто ради красоты?

Вокруг света
Что делать с «Люси»? Что делать с «Люси»?

Формы у суперяхты Tecnomar Evo 120 по имени Lucy преобладают над функциями

Y Magazine
Цикличность большого взрыва Цикличность большого взрыва

Каков физический механизм Большого взрыва?

Наука и жизнь
Просто космос Просто космос

Большинству Антарктида представляется такой же далекой и неуютной, как космос

Вокруг света
Геофизика: новые задачи и возможности Геофизика: новые задачи и возможности

Почему институт физики Земли носит имя Отто Юльевича Шмидта?

Наука и жизнь
Ваше такси подлетает Ваше такси подлетает

Возможность взмыть на такси над пробками успешно ищут в компании Airbus

Y Magazine
Марк Паско: «Тендер — это гораздо больше, чем просто челнок, который возит пассажиров туда-сюда» Марк Паско: «Тендер — это гораздо больше, чем просто челнок, который возит пассажиров туда-сюда»

Марк Паско — о неразрывной связи яхты и тендера и

Y Magazine
Открыть в приложении