Дело за малым
Изучаем экзаменатор «Гном-2»

Людей, бескорыстно интересующихся автомобилями, в СССР было кратно больше реальных покупателей. Например, в 1983 году в Советском Союзе выпустили около 1,3 миллиона легковых машин, при этом журнал «За рулем» выходил каждый месяц космическим тиражом 3,9 миллиона экземпляров. Почувствовать, что собственная машина ближе, чем кажется, помогали не только периодические издания, но и экзаменатор «Гном-2». Его производили с конца 1970-х годов до конца СССР.
Почему «Гном», понять можно. Масса изделия – 200 грамм. Умещается на крупной мужской ладони, так что можно сказать, что идею компьютеров-наладонников, палмтопов, ставших популярными в конце 1990-х, американцы у нас подсмотрели. Откуда взялась двойка в названии – непонятно. Предшественника найти не удалось. Прибор нешуточной стоимостью 11 рублей – все, связанное с автомобилями, включало необъявленный «налог на роскошь» – был «рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста». Он мог служить «при изучении правил дорожного движения в объеме школьной программы», а также «применяться в качестве тренажера при подготовке к сдаче экзамена в ГАИ».
В отделениях Госавтоинспекции по всей стране как раз стали появляться экзаменационные аппараты «Вятка-5», грозный вид которых пугал будущих водителей: от нервного напряжения они нажимали не те кнопки. С «Гномом» можно было поиграться дома, наедине, в спокойной обстановке. К аппарату прилагалось 100 карточек. Кто первым должен проехать, что значит такой-то знак, можно ли тут останавливаться и прочее «пэ-дэ-дэ». Поскольку карточки двусторонние, общее число вопросов – 200. На каждый – от двух до пяти вариантов ответов. Сверху и снизу карточек – прорези. На них, как на перфокартах, зашифрован правильный ответ. Чтобы система заработала, в батарейный отсек требовалось вставить пару элементов питания редкого сейчас формата 332, а в «прорезь колпака» воткнуть билет с «кодовой частью».