Команда «Ротор»
Двигатель Ванкеля возвращается на конвейер
Когда Mazda перестала выпускать модель RX-8, многие подумали, что автомобильная экзотика, которой во все времена считали РПД, навсегда ушла в историю. Но в нынешнем январе японская компания вновь удивила: представила кроссовер MX-30 e-Skyactiv R-EV с роторно-поршневым двигателем. На этот раз РПД используется для привода генератора, заряжающего батарею или питающего электромотор. При таком применении двигатель работает в оптимальном режиме, что помогает снизить расход топлива и, соответственно, выбросы отработавших газов – то есть решить проблему, которая вынудила Mazda в середине 2012 года прекратить производство упомянутого спорткупе.
В свое время появление РПД было встречено с энтузиазмом и потенциальными покупателями, и производителями. Однако в Западной Европе лишь две компании выпускали серийные автомобили с РПД. В Америке роторно-поршневой двигатель так и не был запущен в производство. И лишь Mazda в течение целых 45 лет сохраняла верность этой конструкции. Но не только: в Тольятти с апреля 1974 по 2004 год работало специальное конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей. В нем разрабатывали и строили небольшими сериями двигатели Ванкеля, и автомобили с ними даже поступали в свободную продажу. Почему же ВАЗ не пошел по пути Mazda и не купил лицензию, позволяющую выпускать такие моторы серийно? Нам об этом известно буквально из первых рук. Но сначала – немного истории.