Разрешение на выезд
130 лет назад в России появился первый автомобиль
Молодой человек на фотографии – потомственный почетный гражданин Константин Митрофанович Мазурин. Существовало до революции такое привилегированное сословие городских жителей, куда можно было попасть по праву рождения или по ходатайству о причислении, если есть определенные заслуги, звания, чины или ордена. А еще Константин Мазурин известен как фабрикант, благотворитель, историк, искусствовед, поэт, прозаик, переводчик, оперный певец, преподаватель по вокалу, музыковед и врач. И это только то, что общеизвестно. Вряд ли стоит удивляться, что такой неординарный и многогранный человек вдобавок и владелец первого в Российской Империи автомобиля. Впрочем, этот факт прояснился совсем недавно.
Звучит довольно странно, но никто и никогда не занимался вопросом о появлении в нашей стране первого «самодвижущегося экипажа». Все советские историки один за другим повторяли в статьях и книгах, что первый автомобиль появился в Одессе в 1891 году, а его владельцем был издатель газеты «Одесский листок» Василий Васильевич Навроцкий. Марка автомобиля значится у кого-то как немецкий Benz, а у кого-то – французский PanhardLevassor. Проверить все эти факты по источникам того времени почему-то никто не догадался.
На самом же деле оказалось, что Навроцкий стал обладателем автомобиля Benz Velo, но не в 1891-м, а только в 1895 году, о чем свидетельствуют публикации в газетах «Одесский листок» и «Одесские новости». Более подробно о ходе этого небольшого исторического расследования можно прочесть в декабрьском номере журнала «Автопилот» за 2019 год. Статья так и называется: «Статья найдется».