Роспись по стене
Три автомобиля на заборе у проходной ЗИЛа
Это панно с тремя автомобилями не сразу и заметишь. Автозаводская улица сейчас – часть третьего транспортного кольца, автомобили летят по ней без остановки, и глаз не сразу цепляет необычную картинку на заборе справа от бывшей заводской проходной.
Заводскую проходную ЗИЛа можно назвать одним из самых красивых и гармоничных архитектурных ансамблей такого рода, несмотря на разницу в стилях строений: в центре – стеклянный павильон самой проходной и по обеим сторонам – каре из цехов эпохи конструктивизма. Перед входом – бюст Ивана Алексеевича Лихачева, самого выдающегося директора завода за всю его историю. За спиной у него – фактически им же созданное предприятие, перед ним – идущие на завод рабочие, которых он встречал суровым взглядом с высоты своего положения.
Когда справа от проходной появилось панно, неизвестно. На снимках советского периода его нет, скорее всего, нарисовали позже, когда полуживому заводу потребовалось вспомнить о прошлых достижениях.
Прообразы трех автомобилей угадать не так трудно. Слева – АМО-Ф15, в центре – лимузин ЗИС-101, справа – «УайтАМО». Аббревиатуры расскажут о прошлом завода, основанного в 1916 году и изначально носившего название «Автомобильный московский завод», или АМО, затем переименованного в ЗИС – Завод имени Сталина. История есть и у каждой из этих моделей, но куда интереснее их актуальность на сегодняшний день. Лицензию на итальянский грузовик Fiat-15-ter до революции покупали еще основатели завода АМО братья Рябушинские, а выпускали уже во времена СССР, поэтому перед нами «цап-царап» в чистом виде. Грузовой «Уайт-АМО» – пример того, как сто лет назад люди выживали под гнетом санкций. В первые годы советской власти страна находилась в изоляции, поэтому покупать новые машины было невозможно, а автопарк обновлять надо… Но выход нашелся – собрали по всей стране старые шасси грузовиков «Уайт» и организовали на заводе АМО поточный капитальный ремонт с изготовлением заново части деталей.