Токи гостеприимства
Или такой нетипичный Кавказ
«Твой электричка уже пришел», – говорит мне мой грузинский друг ото, который вызвал мне такси до квартиры, где я нынче обосновался. Он хорошо говорит по-русски, особенно учитывая то, что это не взрослый дядька, который помнит еще времена СССР, а вполне себе молодой человек. Он только всегда путает «пришел» с «приехал» – в грузинском языке между этими понятиями нет никакой разницы. «Электричкой» оказался новый, полностью электрический Chevrolet Volt. Просто потому, что друг ото захотел сделать мне приятное и выбрал тариф «Комфорт плюс».
Вообще, Грузия сильно не похожа на другие южные и восточные страны ближнего зарубежья. Их желание оказаться ближе к Европе дало свои плоды. Так, полностью электрической машиной сегодня здесь никого не удивить: Tesla, Nissan Leaf разных поколений… Почти в любом квартале можно наблюдать, как модные «электрички» заряжают скинутыми с балкона квартиры переносками. Еще больше здесь «гибридов» разной степени свежести. Среди «понаехавших» россиян очень быстро появилась шутка о том, что, «переехав в Грузию, я узнал, как именно я умру: под колесами белого „Приуса“». И шутка эта касается, конечно, не только их количества на улицах, но и местной манеры вождения.
Хотя любовь местных жителей к гибридам легко объясняется. В первую очередь это доступность и экономичность. При и так невысоких пошлинах на автомобили, при покупке гибридного применяется понижающий коэффициент 1,5. Ну а, собственно, сам автомобиль позволяет экономить на бензине. Который, в свою очередь, стоит здесь заметно дороже, чем в России: 3,3 лари за литр 95-го – это примерно 75 рублей. Литр дизеля – 4 лари, или 89 рублей, а литр природного газа – 1,65 лари, или 37 рублей. А еще тут невозможно заправиться самостоятельно. Тебе просто не дадут, не разрешат взять в руки пистолет – все делает заправщик. С одной стороны, это удобно, с другой – может получиться достаточно долго, если сотрудник один, а машин много.