Что, кроме «Щелкунчика», послушать под Рождество
Семь композиций, которые настроят на праздничный лад.
«Рождественская оратория» — Иоганн Себастьян Бах
«Рождественская оратория» Иоганна Себастьяна Баха — конечно, первое, что приходит в голову, но если обращаться к рождественской музыке, без нее правда не обойтись. Это — самое начало, хор поёт «Празднуйте, ликуйте», что и делают сотни слушателей, собравшихся на адвентский концерт в церкви Фрауэнкирхе в Дрездене.
«Рождественская елка» — Ференц Лист
Нечасто звучащий цикл Ференца Листа из 12 фортепианных пьес, озаглавленный «Рождественская ёлка» и посвященный старшей внучке — тринадцатилетней Даниэле фон Бюлов. Это совсем не тот фортепианный Лист, к которому мы привыкли: тут ни огня, ни сотрясающей виртуозности, ни философских исканий. На известной фотографии, где запечатлены пятеро внуков Листа, Даниэла предстаёт девочкой с косичкой в платье с множеством оборок: её заинтересовало что-то за пределами кадра, и она смотрит вбок с вниманием и застенчивостью. Подарок, который она получает от деда — как будто ей под стать: это череда музыкальных зарисовок, где в пределах звучания фортепиано волшебным образом звонят колокола, поёт маленький хор в церкви, приходят поклониться пастухи, зажигаются на ёлке огни.
«Рождественская оратория» — Камиль Сен-Санс
Совсем молодой Камиль Сен-Санс, которому едва минуло 20 лет, пишет «Рождественскую ораторию» — сочинение такой пленяющей мелодической красоты и прозрачности, что оно не стало частью масскульта по какому-то недоразумению. Tecum Principium — пожалуй, наиболее наповал-разящий терцет из Оратории, написанный для сопрано, тенора и баса, которые летают в облаках, поют и купаются в нектаре, нагнетаемом арфой.