Будто в бронзе
На протяжении столетий отношение к загару не раз менялось. Если XIX век запомнился модой на аристократическую бледность, то уже в XX веке бронзовый оттенок кожи стал символом сексуальности и успешности. В наше время загар не превращают в культ, предпочитая умеренность и осознанный подход к здоровью. Защита от солнечных лучей стала ключевой частью современного ухода за кожей, и добиться ее помогает SPF-косметика — одно из самых перспективных направлений индустрии красоты.
От мертвенной бледности к голливудскому загару
Стандарты красоты первой половины XIX века были радикальны по отношению к загару. Он ассоциировался с крестьянами и другими представителями трудящегося класса, тогда как бледная кожа буквально отражала привилегии аристократов — тех, кто в силу своего положения не работал в поле под палящим солнцем. Ирландская актриса и фаворитка короля Людвига I Баварского Лола Монтес писала в своей книге «Искусство красоты», опубликованной в 1858 году, о популярных в Богемии ваннах с добавлением мышьяка, которые придавали коже «прозрачную белизну». О токсичных свойствах вещества было хорошо известно — мышьяк успел заработать славу любимого оружия отравителей, но считалось, что в небольших количествах он не нанесет организму никакого вреда. Ванны с мышьяком были лишь верхушкой айсберга — для придания коже бледности его добавляли в лосьоны, кремы и пудры для ежедневного ухода.
Загар никак не вписывался в представления о красоте и во второй половине XIX века. В Европе набирало обороты декадентство, в Великобритании царил культ смерти и траура. Настоящая красота заключалась в бледности, заостренных чертах лица, худобе и лихорадочном румянце — по иронии, именно так выглядят внешние симптомы туберкулеза. Ежегодно «белая чума» уносила жизни тысячи людей по всей Европе, что никак не мешало романтизации заболевания. Считалось, что туберкулез поражает молодых аристократов и представителей творческой богемы, людей чувственных и романтичных. В погоне за «туберкулезным шиком» те, кому удалось избежать заболевания, старались имитировать его наличие хотя бы внешне — в ход снова шла токсичная отбеливающая косметика, перчатки и кружевные зонтики, укрывающие кожу от солнца. Русская художница Мария Башкирцева, жившая во Франции, вспоминала в своих дневниках: «Всякий старался казаться чахоточным или действительно воображал себя больным».