Роуз Дамен: «Хочу побывать на Камчатке»
Forbes Life поговорил с управляющим директором Damen Yachting о работе в семейной компании и духе предпринимательства, гендерном балансе на суше и на море, а также о новых продуктах, трендах и маршрутах.
Разговор с управляющим директором Damen Yachting Роуз Дамен прерывает протяжный низкий гудок — ее офис находится прямо на верфи. Здесь, в нидерландском Флиссингене, где первая гавань появилась более 700 лет назад, компания Damen строит мегаяхты — в ближайшие пару лет со стапелей сойдет несколько 60-метровых и одно 74-метровое судно. Но, вопреки ожиданиям, слово «роскошь» за весь разговор звучит только однажды, зато Роуз раз за разом возвращается к теме семейных ценностей. В 1927 году дед Роуз вместе с братом основал свою первую верфь, в 1969-м компания перешла в руки ее отца, в 2014-м она и сама присоединилась к семейному бизнесу после нескольких лет работы в сфере финансов и инвестиций. А через год пришла в Amels, где и выросла до нынешней должности.
Эту верфь, одну из крупнейших в Нидерландах, отец Роуз Коммер Дамен приобрел в 1991 году. Она тоже начиналась как семейное предприятие, основанное в 1918 году Кисом Амелсом. До 1980-х Amels строила коммерческие суда, а в 1982 году вышла на рынок яхт, спустив на воду 48-метровую Katalina. В 1988 году клиентом Amels стал Дональд Трамп, и это чуть не разорило верфь, которой не хватило мощностей, чтобы справиться с заказом на «чтото превышающее 120 м и близкое к 150 м». Трамп в итоге верфь купил, спустя полгода перепродал, она сменила еще несколько владельцев и в конце концов вошла в Damen Group. Среди яхт, построенных на Amels, — Solemar для Михаила Прохорова (2003), 4You, предположительно, для сооснователя группы компаний ПИК Кирилла Писарева (2012), Here Comes the Sun для совладельца Eurasia Drilling Company Александра Джапаридзе (2016) и первая в мире яхта-ледокол The Datcha для Олега Тинькова (2020).