Сушите весла
«Специальная военная операция на Украине» значительно повлияет на присутствие россиян на мировом рынке суперъяхт. Forbes Life объясняет, почему ограничения, касающиеся российских владельцев судов, изменят рынок суперъяхт во всем мире и помешают его развитию.
Компании не хотят сотрудничать с российскими владельцами яхт
В марте 2022 года западные страны ввели ряд санкций, которые стали ответом на «специальную военную операцию на Украине». Ограничения коснулись как российской экономики и представителей власти, так и некоторых бизнесменов и инвесторов персонально. Часть санкций подразумевала замораживание активов, в том числе яхт, и ограничение перемещений. Некоторые суда, принадлежащие российским гражданам, либо были задержаны, либо отправились в плавание в государства, которые считаются дружественными. Основными направлениями, где арест российских яхт маловероятен, стали Мальдивы, Объединенные Арабские Эмираты и Шри-Ланка.
Большинство судов владельцы выводили из европейских стран, где довольно быстро изъяли суперъяхты российских миллиардеров. Яхта Lady M Алексея Мордашова была задержана в порту города Империя в Италии, 40-метровая Lena, принадлежащая совладельцу компаний «Новатэк» и «Сибур» Геннадию Тимченко, — в Сан-Ремо.
По данным ресурса SuperyachtNews, 68-метровому экспедиционному судну M/Y Ragnar отказали в заправке в Норвегии. Яхта пришвартовалась в Нарвике рядом с грузовым судном ВМС США, связанным с учениями НАТО «Холодный ответ». По сообщениям, эта чартерная яхта принадлежит российскому бизнесмену Владимиру Стржалковскому, бывшему гендиректору «Норильского никеля». Однако Стржалковский заявил РБК, что не имеет отношения к яхте Ragnar: «Обращаю ваше внимание, что я никогда не был и не являюсь собственником этой яхты [Ragnar], не управляю ею и никакого отношения к ней не имею».