Список Forbes / 200 богатейших бизнесменов / Яхты
Заплыв на 200 метров
Россия не стали законодателями мод на рынке больших яхт.
Ночью 18 апреля 1999 года на борту 22-метровой лодки Elena G, пришвартованной в порту испанского курорта Сотогранде, вспыхнул пожар, его заметили моряки с соседнего судна и вызвали пожарных. Лодку потушили, но использовать ее по прямому назначению стало невозможно. Владельцем Elena G был российский бизнесмен Владимир Гусинский. Не зря он застраховал свою яхту ценой около $3 млн в Lloyd’s.
По нынешним временам эта цена смехотворна. Борис Березовский имел в распоряжении две яхты до 25 м — Stream и Sophie’s Choice ценой около $1 млн каждая. Впоследствии они перешли в собственность Романа Абрамовича. А до 1995 года зарубежных лодок в собственности россиян практически не было. Те же Березовский и Абрамович в декабре 1994 года просили помощи еще у одного члена списка Forbes Петра Авена, чтобы арендовать лодки для отдыха на Карибах, где они обсуждали грядущий нефтяной бизнес.
В 1990-х на яхтенном рынке доминировали представители Ближнего Востока и греческие магнаты. Например, в распоряжении членов королевской семьи Саудовской Аравии была 147-метровая Prince Abdulaziz (спущена на воду в 1984 году), которая входила в состав ВМС страны. «Россияне еще делили заводы, и у них не было миллиардов, хотя они пытались следовать за трендами», — говорит основатель itBoat Никита Горчаков. Он приводит в пример того же Березовского, который вслед за членами королевской семьи Катара и индусом Виджеем Малья купил скоростную лодку Mangusta 165 от Overmarine Group, затем на таких же лодках в конце 1990-х и в начале 2000-х покорял моря Абрамович и еще с полдюжины участников списка Forbes. «Бизнесмены были молодыми и лихими, а эти лодки длиной 30–50 м летали по Средиземноморью со скоростью до 50 узлов. Ради драйва их и покупали», — вспоминает основатель Burevestnik Group Андрей Бойко. С 2000 по 2008 год нефть выросла с $30 до $140 за баррель, и россияне стали законодателями мод в мире больших лодок. Основатель Yachtharbour Дмитрий Семенихин называет это время «золотым веком» для отрасли: яхты стали объектом спекуляций, их можно было перепродать через пару месяцев после выхода с верфи на 25–30% дороже. Абрамович первым позволил себе тратить сотни миллионов на новые лодки и обновлял свой флот каждые пару лет. Первой его яхтой длиной более 100 м стала Le Grand Bleu (113 м), он купил ее в 2001 году за $100 млн (а в 2006 году подарил своему партнеру Евгению Швидлеру). Внутр