Ритейл
По всем швам
Почему крупнейшая в России сеть обувных дискаунтеров оказалась на грани банкротства.
Еще три года назад «Центробувь» планировала IPO. В предпоследнем рейтинге крупнейших частных компаний России она занимала 148-е место. Теперь на компании висят многомиллиардные долги и иски от кредиторов и бывших партнеров. Ее акционеры давно не действуют сообща. Одни пытаются закрыть обязательства перед банками и разобраться с уголовным делом по факту мошенничества, возбужденным по инициативе Газпромбанка. Другие собирают обломки бизнеса по регионам и ходят на допросы.
«Для меня и остальных акционеров эта история еще не окончена», — считает Артем Хачатрян, владелец 16,4% акций «Центробуви». История началась в 1996 году, когда оптовики Анатолий Гуревич и Дмитрий Светлов решили строить розничную сеть. К 2008 году под вывеской «Центробувь» работало около 300 магазинов, и динамично растущим бизнесом заинтересовались основатели сети «Копейка» Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. Продав «Копейку», они присматривали, куда бы вложить деньги. Ломакин был знаком с основателями «Центробуви», и те сами попросили его «помочь финансами». За треть акций компании партнеры выложили $35 млн. По словам Хачатряна, им казалось, что сеть обувных дискаунтеров можно расширить до 1000 магазинов. Вместе с дочерней сетью Centro удалось открыть почти 1500. Сейчас осталось менее 300. Акционеры и менеджмент «Центробуви» слишком по-разному представляли, что такое успешный бизнес.
Последние десять лет холдинг «Центробувь» эксплуатировал формат fast fashion