Эволюция небоскребов
В каждом городе есть свои легендарные небоскребы. Сооруженный почти 80 лет назад Empire State Building1 до сих пор олицетворяет Нью-Йорк, небоскребы-близнецы Petronas2 — столицу Малайзии Куала-Лумпур, башня St Mary Axe3 («огурец» Нормана Фостера) — Лондон. Небоскребы — неотъемлемая часть современного мегаполиса, точнее, его делового центра (Central Business District4). В Гонконге таким местом является исторический Central5, действительно центральный район острова. Небоскребы зажаты в узкие рамки даунтауна, и квадратный метр стоит баснословно дорого.
Московский деловой район, Москва-Сити, по сравнению с мировыми финансовыми центрами очень молод, стройка здесь началась только в 1996 году. За 20 лет на участке в 60 га северо-западнее Кремля выросли полтора десятка стройных башен, открылись две станции метро, станция железной дороги, расширилась дорожная сеть. Москва-Сити, изначально задуманный как деловой центр, довольно быстро стал обживаться скучающими по Манхэттену бизнес-космополитами, которые хотели там не только работать, но и жить. Жизнь в Сити стала означать особый статус «избранного».
Первый небоскреб, который стал обживаться в Сити, — «Город столиц». Непривычные для прежней Москвы панорамные виды стали основным фактором принятия решения о покупке апартаментов. Сейчас «Город столиц» полностью распродан, и даже в кризис цена на него на вторичном рынке доходит до $15 000 за м2.
Дальнейшее бурное развитие Сити и ввод в эксплуатацию новых башен подхлестнуло спрос на апартаменты в небоскребах. Быстро стала оформляться новая каста потребителей, которые хотели жить в Сити и только в Сити. Их не пугало отсутствие приватности, а сверхвысокая концентрация людей в галстуках воспринималась как источник особого вида энергии. Но эта эйфория продолжалась недолго. Стало ясно, что privacy — не просто модное слово, а абсолютно необходимое для жизни человека понятие, и главная болезнь Москва-Сити — невозможность эту приватность защитить. Люди, заплатившие по несколько миллионов долларов за апартаменты, вынуждены находиться в едином потоке с офисными клерками, посетителями и курьерами.