Рейтинг франшиз
Бизнес в аренду
Покупка франшизы — один из вариантов начать свой бизнес, не инвестируя в создание продукта.
В этом году Forbes публикует юбилейный, пятый рейтинг франшиз. По сравнению с первым, вышедшим в 2013 году, состав участников обновился почти на 90%, а лонг-лист франшиз вырос практически в два раза. Интерес к франчайзингу по-прежнему остается довольно высоким. По данным НАФИ (Национальной ассоциации финансовых исследований), 17% предпринимателей хотели бы открыть бизнес по франшизе. Как и в прошлом году, лидером стала «Лабораторная служба Хеликс». За прошедший год число точек в сети увеличилось на 25%. Новосибирская служба доставки СДЭК — лидер рейтинга по количеству точек — выросла почти на 40%. Для продавца франшизы рост франчайзинговой сети — это возможность масштабировать бизнес, не вкладывая собственные средства. А для покупателя — взять в аренду готовую бизнес-модель и получать помощь и советы от команды владельца франшизы. Слишком быстрый рост сети тоже палка о двух концах. «Полгода назад нам пришлось заморозить продажи франшизы, чтобы не потерять качество продукта, а сейчас мы снова готовы принимать новых партнеров», — говорит Барно Турсунова, совладелец франшизы автоцентров «Вилгуд». Компания — новичок рейтинга — за год выросла в 2,5 раза благодаря повторным продажам франшиз, количество точек сети увеличилось в четыре раза. Средняя годовая прибыль точки «Вилгуд» в 1,3 раза превышает затраты на ее открытие.
Рейтинг Forbes — это демонстрация окупаемости затрат на франшизу, однако долгосрочный успех франчайзи зависит не только от бренда и бизнес-модели, но и от ситуации на рынке и в неменьшей степени — от его собственных предпринимательских и управленческих способностей.