Богатая фамилия
Экономика Италии во многом стоит на семейном бизнесе, его оборот исчисляется сотнями миллиардов евро.
Многие достижения бренда Made in Italy — от автомобилей и продуктов питания до одежды и предметов роскоши — имеют одну общую черту. Это семейные предприятия. Forbes составил рейтинг 20 крупнейших компаний, принадлежащих итальянским семьям.
В Италии 11 800 семейных предприятий с выручкой свыше €20 млн, согласно совместному исследованию Aidaf (итальянская ассоциация семейных компаний), EY, Unicredit и Университета Боккони. Это больше половины (65,6%) от общего числа предприятий в Италии с таким размером выручки.
«Экономика страны, по сути, держится на малых и средних предприятиях, зачастую они семейные и ориентированы на экспорт», — говорит руководитель отдела развития международного бизнеса компании Be-ys Мария Федотофф. Семейные предприятия чаще эффективнее, чем несемейные. Их ROI составляет 8,8% против 7,7% у обычного бизнеса, согласно данным исследования. Швейцарский Университет Санкт-Галлена и EY в своем глобальном индексе анализируют 500 крупнейших компаний, Италия находится на седьмом месте с 17 предприятиями.
За основу списка крупнейших компаний, принадлежащих итальянским семьям, мы взяли рейтинг 100 итальянских бизнес-семей, составленный Forbes Italia, и выбрали 20 холдингов и компаний, самых крупных по размеру выручки за 2019 год. Не все компании имеют местную прописку: итальянцы часто владеют бизнесом через люксембургские и голландские холдинговые компании (например, семьи Аньелли или Дель Веккьо). Рейтинг демонстрирует разнообразие отраслей, в которых работает крупный бизнес в Италии. Конфеты Ferrero или сумки Prada знают все, но, например, с такой же выручкой, как у Prada, закончила 2019 год компания по производству и продаже цемента Buzzi. Вряд ли кто-то не пробовал конфет Chupa Chups, а в рейтинге за их производителем, компанией Perfetti Van Melle, следует не столь известная массовому потребителю группа Brembo — один из крупнейших производителей тормозных систем. «Тяга к инновациям у итальянцев в крови, заложена в их ДНК, — продолжает Федотофф. — Итальянцы всегда были такими. Мы смотрим на них как на туризм, моду, но они инноваторы. Вспомните хотя бы Леонардо да Винчи. В Италии традиционно сильная школа инженеров. У итальянцев также сформировалась культура обмена знаниями (sharing knowledge) и совместной работы над выбранной концепцией. И это можно встретить везде, как на маленьком кожевенном производстве, так и в сегменте робототехники».