Детская непосредственность
Почему роспись нового храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Морозовской больнице не доведена до конца.
В московской детской Морозовской больнице благотворители Ольга и Андрей Филатовы построили церковь, которая стала мостом, соединяющим эпохи и традиции: от купеческого клана Морозовых, от архитектуры и живописи эпохи модерна к современному российскому обществу и современному искусству. Но уже полгода леса в храме простаивают — роспись приостановлена.
Диалог на современном языке
После гибели мужа, генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича Романова, великая княгиня Елизавета Федоровна продала свои драгоценности и купила в Замоскворечье на Большой Ордынке старую усадьбу с обширным садом. Так в 1909 году открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия с амбулаторией, аптекой, приютом для сирот. Сестры обители, как евангельские Марфа и Мария, делили свое время между молитвой и трудом.
Архитектурным и смысловым центром обители стал храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1912 году архитектором Алексеем Щусевым и расписанный Михаилом Нестеровым. Опытный церковный зодчий и реставратор, Щусев создал современную церковь в стиле модерн, щедро используя элементы древнерусской псковско-новгородской архитектуры. Апсиды и барабаны, вкладные кресты и рельефы в толще стен, резной белый камень — Покровская церковь на Большой Ордынке напоминает Георгиевский собор XIII века в Юрьеве-Польском. Форма металлических решеток на арочных окошках, гротескно вытянутая трапезная, каплевидные главки — приемы архитектуры неорусского стиля.