Государство вросло в бизнес
Какую экономику может построить система госкапитализма.
Почему одни страны осуществляют индустриальные и цифровые революции, развиваются и богатеют, а другие теряют свои позиции и проигрывают в мировой экономической конкуренции, оказываясь неспособными обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни? Этот вопрос всегда интересовал экономистов и был предметом их споров.
Исторический опыт свидетельствует, что богатство и процветание сопутствовало народам тех стран, где сложились сильные низовые мотивации к добровольному созидательному труду, а ответственный политический класс способствовал реализации этих устремлений, будучи глубоко приверженным целям экономического развития своей страны.
Нобелевский лауреат по экономике Эдмунд Фелпс утверждал, что за всю историю своего существования классический капитализм, представляющий собой тип рыночных отношений, построенный на принципах разделения властей, правовой защиты частной собственности и равной конкуренции, по уровню производительности и внедрению инноваций всегда опережал свою главную альтернативу — корпоративистскую модель, в рамках которой государство активно вмешивается в осуществление прав собственности не только в качестве регулятора, но и в качестве прямого или квазиакционера.
Можно допустить, что в отдельных случаях политиками движет искренняя вера, что так можно наилучшим образом добиться экономических целей, хотя чаще истинный мотив лежит в плоскости политического контроля над обществом и материальных интересов правящих элит и околовластных групп.