IPO с нулевой суммой
Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений.
По итогам 2020 года акции в США на первых публичных торгах после IPO в среднем вырастали на 42%. Такую доходность получили те инвесторы, которым посчастливилось купить акции при их первичном размещении. Совокупный доход, полученный ими по итогам 2020 года, составил около $50 млрд, по оценке агентства Dealogic. Такой фестиваль доходностей позволил многим инвесторам удвоить и даже утроить свои активы не то что за год, а только за период с мая по декабрь 2020 года. Тема IPO стала настолько популярна, что в ней уже участвуют люди, которые еще год назад с трудом представляли себе, что такое фондовый рынок. Откуда берутся эти двузначные показатели доходности за один день? Ведь на фондовом рынке бывает все, кроме чудес.
Любимые клиенты
Нечто похожее на рынке новых размещений уже происходило в 1999 году. Тогда доходность первого дня торгов достигала в среднем 121,4% в январе и 113,2% в декабре. Однако уже через несколько месяцев, с мая по октябрь 2000 года, индекс акций технологического сектора США NASDAQ рухнул на рекордные 78%. Размер убытков тех, кто не успел тогда выйти из акций, был впечатляющим, отрезвлял на долгие годы. Вплоть до декабря 2020 года, когда средняя доходность первого дня торгов акций вновь поднялась до уровня 95,83%. Наиболее значимыми размещениями того месяца были компании Airbnb (+112,81%) и DoorDash (+85,79%).
В этих исторических аналогиях, безусловно, нет никакого прогноза будущего обвала рынка. Сегодняшнее положение может продолжаться сколько угодно долго или закончиться в любой день. Но одно всегда остается неизменным: в тот момент, когда вы зарабатываете деньги на рынке, кто-то в эту же секунду их теряет. Так кто же является спонсором этого праздника доходностей на рынке IPO стоимостью $50 млрд?