Когда закончится нефть
Медленное угасание отрасли, которая служит становым хребтом российской экономики, неизбежно

Одно из самых пессимистичных суждений по поводу нефтеэкспортного потенциала России высказал недавно саудовский наследный принц Мухаммед ибн Салман. Он предсказал, что к 2030 году Россия попросту исчезнет с нефтяного рынка. Интереснее всего то, что мнение фактического руководителя Саудовской Аравии разделяют московские чиновники.
Министерство энергетики, «Росгеология», Роснедра и другие государственные ведомства уже не первый месяц твердят, что нефти в стране осталось то ли на 22 года, то ли на 28 лет. Проблема поднималась и на заседании Госсовета, и в правительстве. По словам министра энергетики Александра Новака, в 2021 году Россия достигнет пика нефтедобычи — примерно 570 млн т. К 2035 году добыча упадет до 310 млн т. Из оставшейся в России нефти лишь 30% — традиционные запасы, а остальное — трудноизвлекаемые. Для их добычи нужны новые передовые технологии, которые могут быть недоступными из-за международных санкций. Дополнительные затраты — на разведку, разработку, добычу и транспортировку нефти, не считая налогов и стоимости содержания управленческого аппарата, — могут не окупиться из-за низкой продажной цены.
Слушая причитания чиновников, нельзя забывать, что иерархия в российской нефтяной отрасли весьма своеобразна. Минэнерго не располагает инструментами для оперативного регулирования добычи, потребления и экспорта нефти. Это, в сущности, просто лобби нефтяных компаний, отстаивающее и продвигающее свои интересы в правительстве и сражающееся с Минфином за новые льготы нефтяникам. Этим вполне можно объяснить панические интонации прогнозов.