Личные музы
О роли частных музеев на рынке коллекционирования
В Европе частные музеи как институция известны еще с XV века, со времен расцвета Медичи. Но лишь в последние 10–15 лет о них заговорили как о ценообразующих элементах рынка коллекционирования — по крайней мере, некоторых его сегментов. Говоря «частный музей», мы имеем в виду вполне конкретное учреждение, экспозиция которого создана на основе тематической коллекции и которое имеет свои выставочные пространства и открывает к ним доступ широкой публике. В последнее десятилетие частное музейное дело переживает расцвет. К европейским и американским частным музеям присоединился быстрорастущий китайский сектор: по некоторым оценкам, за последние 10 лет число частных музеев в Китае выросло в четыре раза и приближается к тысяче. Не отстает и Россия. Перечень отечественных частных музеев насчитывает несколько десятков, и число их неуклонно растет, несмотря на, казалось бы, не самые оптимистичные предпосылки. Растет и уровень, и масштаб собраний. Частные уже активно сотрудничают с государственными, предоставляя им предметы для временного экспонирования.
Причина в том, что частный музей в его современном виде — это синтетическая форма, нечто между государственным музеем и личной коллекцией, что дает ему ряд преимуществ. Частные музеи превосходят государственные в скорости принятия решений и мобильности в формировании коллекции. Не в последнюю очередь благодаря участию в аукционах, которое позволяет им приобретать выдающиеся предметы. А государственным учреждениям запрещено участвовать в торгах, проводимых западными аукционными домами. Право продажи части коллекции — еще одно преимущество частных музеев перед государственными. Последние, согласно действующему законодательству, не могут расстаться даже с частью своих активов. Частные же могут оперативно «чистить» свои коллекции, избавляясь от одних предметов и приобретая другие, более ценные или актуальные. Таким образом, собрание частного музея всегда более свежее, живое.