Мастера офлайна
Почему «Спортмастер», переживший три кризиса, стал одной из первых жертв пандемии коронавируса.
Июльским днем 2012 года старинная подмосковная усадьба Архангельское была закрыта на спецобслуживание. Гостей развлекали актеры в гусарских мундирах, столы в белых шатрах ломились от изысканных закусок. Так основатели крупнейшего в стране продавца спортивных товаров «Спортмастер » с размахом отмечали двадцатилетие компании. В разгар праздника на сцену вышел пожилой немец и произнес трогательную речь. Старик познакомился с молодыми русскими предпринимателями в самом начале их пути. Теперь он даже со своеобразным удовольствием рассказывал, как эти русские давно обогнали по оборотам его собственный бизнес в Германии.
Почти тридцать лет компания постоянно росла, довольно легко преодолевая все кризисы, и в итоге построила огромную торговую сеть, в которой более 500 магазинов в России, СНГ и Китае, и вошла в тройку крупнейших розничных компаний спортивных товаров в Европе. Выручка группы в 2019 году составила более 160 млрд рублей. А в 2020 году случилось то, чего никак не могли предугадать основатели: пандемия коронавируса, охватившая сначала Азию, потом Европу, а затем и Россию, заставила ретейлера в один момент закрыть все свои магазины. Основатели застряли в разных частях света — в Сингапуре и Швейцарии. И, похоже, запаниковали.
В начале апреля стало известно, что «Спортмастер» предложил конкурентам трудоустроить своих сотрудников. Неужели опытные мастера ретейла окончательно сдались?
Взлет ракетой
Основателей «Спортмастера» свела учеба в Московском физико-техническом институте. Братья Владимир и Николай Фартушняки, учившиеся в конце 1980-х на факультете аэромеханики и летательной техники, познакомились с Дмитрием Дойхеном и его приятелем Александром Михальским в общежитии. «Они должны были строить ракеты, а занялись бизнесом», — с улыбкой вспоминает один из первых сотрудников «Спортмастера», проработавший в компании более 20 лет.