Монеты за любовь
Футбол переживает бум фанатских токенов. Что это: способ повысить стоимость клуба, новая PR-модель или рай для спекулянтов?
В конце января 2022 года ФК «Спартак» заключил партнерство с блокчейн-сервисом Socios, став первым российским клубом, объявившим о скором запуске фанатских токенов. Мода на них всего за пару лет охватила футбольные топ-клубы, команды по всему миру запускают свои криптомонеты. Но почему не всем болельщикам это нравится?
Альтернатива букмекерам
За последние полтора-два года криптовалютные компании начали работать со спортивными организациями, в том числе и с футбольными клубами. Ранее эта отрасль не была заметно представлена в спорте: топ-клубы и лиги работали с мировыми коммерческими брендами, клубы поменьше продавали рекламные поверхности локальным брендам. В последнее время выросли маркетинговые бюджеты на спорт №1 букмекерских контор.
Благодаря глобализации расстояния теряют значение. Например, китайская беттинговая компания была спонсором английского «Борнмута» российского бизнесмена Максима Демина. Российские букмекеры заключили контракты с ведущими клубами мира. И вроде бы все были счастливы. Однако в Европе уже прослеживается тренд на ограничение рекламных возможностей букмекеров. В Италии и Испании власти запретили рекламировать беттинг-партнеров на формах команд, а в Англии аналогичные ограничения могут ввести к следующему сезону. В моде призывы к ответственной игре и забота о здоровье и кошельках лудоманов. Это открывает доступ к футболу новым партнерам. В том числе и криптовалютным компаниям.