Не все дома
Forbes выяснил, где безопасно хранить коллекции произведений искусства и что произойдет с художественными музеями участников списка Forbes.
«Мы забирали работы из коллекции музея, а эти две картины, «Автопортрет» Петра Кончаловского и «Портрет Тимофея Саввича Морозова» Валентина Серова, оставались висеть в пустом зале», — рассказывали прессе научные сотрудники ГМИИ имени Пушкина о том, как работы с выставки коллекции Морозовых в Париже возвращались в Москву, в музей.
Две картины в пустом пространстве фонда Louis Vuitton — собственность коллекционеров Петра Авена и Вячеслава Кантора, они были задержаны как активы бизнесменов, попавших под санкции. «Я видел свою работу в Париже, — рассказал Forbes Петр Авен, — она хранится в идеальных условиях». По мнению миллиардера, парижский прецедент учит коллекционеров быть осторожнее и аккуратнее, требовать государственных суверенных гарантий для работ из своих собраний.
Сигнал, поданный в Париже, — серьезная угроза мироустройству художественного сообщества. «Скажу вам как экономист: без частных денег сегодня невозможна репрезентация современного искусства, — считает Петр Авен. — Новые большие имена в искусстве открывают не писатели и не кураторы. Их угадывает рынок. Все первые имена современных, ныне живущих художников собраны не в музеях, они в частных коллекциях».
Частные деньги и культурная повестка
Мнение Петра Авена подтверждают результаты исследования. В обзоре частных музеев мира гонконгского агентства Larry’s List фигурирует более 300 музеев современного искусства. По данным ICOM, Международного совета музеев, количество частных музеев превосходит количество государственных, а по данным Исследовательского института Гетти, более 70% частных музеев были созданы в последние два десятилетия. Страны-лидеры по числу частных музеев — Южная Корея (45), США (43), Германия (42), Китай (26) и Италия (19). Как отмечают исследователи, для Китая создание и продвижение в медиапространстве частных музеев современного искусства — эффективный инструмент пропаганды структурной трансформации страны. Этот же тренд используют страны Персидского залива, посвятившие начало XXI века развитию музейной инфраструктуры.