Мнение / Антропология
Не-WEIRD Россия
Российский бизнес несет в себе черты национального характера — умение выживать, приспосабливаться и в конечном счете побеждать.
Руслан Алиханов. Президент инвестиционной компании «Арго»
forbes.ru/alihanov-ruslan
В 1924 году сероглазый любитель алкоголя и женщин, вошедший в историю как радикальный реформатор и основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк, объясняя замену шариата нормами Швейцарского гражданского кодекса, задал французскому писателю Морису Перно вопрос: «Знаете ли вы хоть одну страну, которая не использовала западные подходы в своем поиске цивилизованности?» В XXI веке канадские профессора Генрих и Хайнс ввели в обиход понятие WEIRD, которое суммирует «западные подходы» и расшифровывается как Western, Educated, Industrialized, Rich and Democratic. WEIRD кристаллизует основные параметры сформировавшихся психологических установок, которые предопределяют принятие решений соответственно в западных, образованных, индустриализированных, состоятельных и демократических обществах.
Российский капитализм, второе пришествие которого насчитывает свыше четверти века, выковал особенные психологические традиции, прямо противоположные WEIRD. «Мы видим мир не таким, какой он есть; мы видим его таким, какие есть мы сами», — сказано в Талмуде. Говоря современным языком, бизнес выживает и процветает благодаря тем идеям, которые лежат глубоко в (под)сознании и кажутся наиболее естественными. Каковы они, ментальные особенности российского бизнеса и как так сложилось, что молодой российский бизнес — не для новичков?