Новый импульс
Что дает корпорациям работа со стартапами? Какие инструменты взаимодействия эффективны? Какие изменения внутри компании потребуются? Эти вопросы обсуждались на митапе корпоративных инноваторов, который модерировал Антон Устименко, партнер EY.
Руководители компаний осознают: инновации нуждаются в подпитке извне. Антон Устименко отмечает, что взаимодействие со стартапами для корпорации — это работа с источниками новых идей. Формат взаимодействия — купить, инвестировать, инкубаторы, акселераторы и проч. — зависит от аппетита корпорации к риску, ресурсов и целеполагания. А вот успех — не столько от идей, сколько от сфокусированного и прагматичного подхода к их воплощению. И тем не менее даже консервативные в прошлом отрасли сейчас часто выбирают вариант взаимодействия со стартапами. Татьяна Ушкова, председатель правления «Абсолют Банка», рассказывает, что это дает банку возможность перейти на другой, более персональный уровень обслуживания клиентов и создания продуктов: «Финтехи помогли нам увидеть, как клиент смотрит на наш продукт. Банки часто, конкурируя друг с другом, создают похожие продукты. А стартаперы как раз смотрят на клиентский путь».
Однако культуры у корпораций и молодых предпринимателей часто настолько разные, что сотрудничество оказывается под угрозой срыва. По словам Натальи Гуляевой, управляющего партнера Hogan Lovells в России и СНГ, ее клиенты часто сталкиваются с тем, что сложно найти руководителя в стартап: «Например, в e-commerce нужен руководитель со знанием продаж, а в финтех — хорошо понимающий регуляторику. И таких людей фактически нет». Татьяна Сорокина, генеральный директор IBM в России, обращает внимание на «несбалансированность состава команды» стартапов, где на сам продукт работает много людей и лишь один человек обязан смотреть на рынок, общаться с потенциальными инвесторами, подробно расписывать бизнес-кейс. «В результате даже хороший продукт может не найти своего партнера и инвестора», — отмечает она.