Новый мир: жертвы коронавируса
Подводя итоги года пандемии, можно уверенно сказать: многим городским объектам предстоит измениться или исчезнуть.
Прошедший год заставил города сделать ускоренный рывок в будущее, а инвесторов — пересмотреть свои стратегии. Локдауны, удаленная работа, страх заражения — все это за считаные месяцы стало новой реальностью, в которой люди готовятся жить и после победы над COVID-19. «Словом года» в сфере недвижимости и городской среды могло бы стать «adaptive reuse» — переделка здания со сменой его функций. И речь идет не только о временных решениях, хотя и таких примеров много.
США отели предоставили 3,4 млн гостиничных номеров для нужд медицинских работников и борьбы с коронавирусом. В Москве временные госпитали для больных с COVID-19 были развернуты в выставочных павильонах, на спортивных и торговых объектах. Ледовый дворец в Мадриде из-за возможности поддерживать низкую температуру превратили во временный морг. Даже после победы над коронавирусом мир уже не станет прежним: потребности людей меняются, и зданиям придется заново к ним приспосабливаться.
В смене назначения построек нет ничего нового. Когда уменьшается число прихожан, церковь могут переделать под жилье или библиотеку. В ненужных тюрьмах открывают отели или выставочные пространства. Утратившие смысл в силу технологического прогресса гигантские газгольдеры становятся уютными квартирами или музеями. Пандемия COVID-19 лишь значительно ускорила устаревание зданий и сооружений. Конечно, старые бетонные или каменные коробки можно сносить и на их месте строить то, что кажется нужным и актуальным. Но снос образует прореху в ткани района и города, наносит удар по целости и своеобразию. Какой может быть новая жизнь объектов недвижимости?