Обмен площади
Избавляясь от собственных офисов, банки вынуждены управлять доставшейся им коммерческой недвижимостью.
Банки всегда были серьезными игроками на рынке коммерческой недвижимости, арендуя в самых оживленных местах офисы и площади для операционных подразделений. Но с развитием цифровых каналов обслуживания ситуация меняется: число банковских точек сокращается, бэк-офисы и контактные центры объединяются в единые сервисные центры, многие сотрудники работают из дома. Одновременно банкам предстоит попробовать себя в новой роли — из-за кризиса им достается все больше недвижимости, заложенной под кредиты, ею нужно эффективно управлять, что требует от банкиров новых компетенций. С начала 2013 по сентябрь 2017 года объем имущественных залогов в банковской системе увеличился почти на треть, до 29,2 трлн рублей, и существенная доля приходится именно на недвижимость.
Банки без офисов
Основная часть банковской недвижимости приходится на офисы обслуживания клиентов — это, как правило, объекты площадью 20–200 кв. м на первых линиях в наиболее оживленных городских районах. Однако сейчас стремительно растет доля клиентов, пользующихся онлайн-банкингом. Все чаще банки предлагают использовать мобильные приложения и обучают этому клиентов в отделениях. Лидером в этом направлении стала Скандинавия, но и российские банки показывают себя солидно, предлагая клиентам приложения со значительно более широким функционалом, чем, например, в Италии и Великобритании. Применяются и финансовые рычаги: комиссия за совершение операции в мобильном приложении значительно ниже, чем в отделении, или же операции вовсе бесплатны.