Приключения чеболя в России
Samsung сам начал продавать смартфоны в интернете. Не поздно ли?
Российские интернет-магазины в 2018 году заработали на продажах смартфонов 80 млрд рублей — почти на 50% больше, чем годом ранее. В Рунете продается уже 14% коммуникаторов, и в дальнейшем эта доля будет только расти. Увеличатся ли обороты независимых интернет-магазинов? Не факт. Крупнейшие производители смартфонов начинают самостоятельно торговать своими гаджетами в сети. Американская Apple изначально ориентировалась на прямые продажи и уже реализует через интернет четверть продукции. Лидер по числу проданных в России смартфонов Samsung открыл российский интернет-магазин на собственной платформе в 2018 году. Технологический гигант из Кореи с боем завоевывал российскую розницу. Удастся ли удержать позиции?
Путь в Россию
В марте 1995 года в городке Куми, на родине одного из президентов Республики Корея Пак Чон Хи, были публично сожжены телефоны Samsung cтоимостью 15 млрд корейских вон (около $20 млн). Продукцию признали бракованной, и наследник основателя Samsung Group Ли Гонхи решил устроить красочную прощальную церемонию. «Качество — это главное. В этом весь я», — заявил глава Samsung ошарашенным коллегам. Спустя 10 лет с принципиальным корейцем удалось познакомиться предпринимателю Евгению Чичваркину. Основанная им компания «Евросеть» торговала телефонами Samsung с начала 2000-х, но трудно было назвать их сотрудничество удачным. Корейская компания отказывалась оплачивать совместную рекламу, Чичваркин заявлял, что корейцы затягивают решение вопросов по бизнесу и что телефоны из партий, отправляемых в «Евросеть», пропадают. Предприниматель ничего не имел против головного офиса Samsung и винил во всем его российского представителя. В 2005 году Чичваркин объявил корейцам войну и сделал ставку на Nokia. За год финские телефоны поднялись по продажам в России с 4-го на 1-е место, потеснив Samsung и Motorola. В 2006-м представители Samsung приехали в здание ФГУП «Пресса», на 4-м этаже которого размещался офис «Евросети», чтобы обсудить с ретейлером новые принципы сотрудничества. Корейцам показали отчет за предыдущий год: оборот «Евросети» вырос с $970 млн до $2,6 млрд, число торговых точек увеличилось в 2,5 раза, до 3111. «Посмотрите сюда», — ткнул пальцем Чичваркин. Из отчета о продажах следовало