Семейные ценности
В 2021 году начались споры за наследство сразу четырех крупных российских бизнесменов. Самый громкий скандал разразился из-за богатства, накопленного участником списка Forbes Олегом Бурлаковым — его наследники делят $2,7 млрд.
Российские миллиардеры и просто богатые люди еще не достигли возраста, когда их смерть не вызывает ни у кого удивления, но если это случается, выясняется, что писать завещания они не любят. И после похорон начинаются ожесточенные споры наследников, и это приводит к глубоким корпоративным конфликтам, изнурительным судебным баталиям и к переходу на личности в медиапространстве.
За минувший год умерли сразу несколько крупных российских бизнесменов: 30 ноября 2020 года от коронавируса скончался создатель глазированных сырков «Б. Ю. Александров» 73-летний Борис Александров, в начале января 2021-го умер 61-летний владелец Natura Siberica Андрей Трубников — у него диагностировали цирроз печени, в июне от коронавируса умер участник рейтинга 200 богатейших бизнесменов, обладатель роскошной яхты «Черная жемчужина» и миллиардов долларов на счетах 71-летний Олег Бурлаков, а в октябре в США скончался миллиардер, создатель IPG Photonics, крупнейшего производителя промышленных лазеров, 82-летний Валентин Гапонцев.
И только Гапонцев, который много лет жил и работал в Америке, составил полноценное завещание, остальные оставили после себя полную неразбериху и разъяренных наследников. На доли в Natura Siberica, например, сегодня претендуют двое детей Трубникова от первого брака, его ребенок от второго брака и третья жена. В борьбе за актив им приходится противостоять не только друг другу, но и влиятельным бизнесменам. По данным Forbes, компанией интересуется АФК «Система» Владимира Евтушенкова, структуры Олега Дерипаски и генеральный директор золотодобывающей компании «Полюс» Павел Грачев. Появились сторонние претенденты и на бизнес Александрова — после его смерти компанию пыталась купить «А1», инвестиционное подразделение «Альфа-Групп» Михаила Фридмана и партнеров. «А1» сделала оферту наследникам, но получить их согласия не удалось. На наследство бизнесмена претендуют 10 человек, один из них, Юрий Изачек, объявлен в федеральный розыск по заявлению топ-менеджеров компании, которым он подарил после смерти Александрова 85% из своей 100%-ной доли в основной производственной компании группы. Валентин Гапонцев поступил предусмотрительнее. «В нашем случае никакой «Санта-Барбары» не будет», — сказал Forbes сын Гапонцева Денис. По его словам, миллиардер оставил завещание, но его содержание пока известно лишь распорядителю. Денис предполагает, что все фонды, через которые отец владел акциями IPG Photonics, он завещал своему внуку (сыну Дениса), а реальные активы (дом, деньги и пр.) — своей жене (ег