Снова в школы
Для чего и кому нужна глобальная реформа Московского государственного университета.
В середине марта 2020 года ректор МГУ Виктор Садовничий на встрече с деканами предложил им подумать о новой архитектуре университета: 42 факультета планировалось превратить в 14–16 научных школ. Идея, обещавшая стать самым радикальным преобразованием за 265 лет истории крупнейшего российского вуза, требовала серьезного анализа, но уже 24 апреля на странице «Инициативной группы МГУ» в соцсети «ВКонтакте» был опубликован список будущих школ и входящих в них факультетов, вызвавший много вопросов. Через четыре дня Садовничий объяснил свои идеи в интервью ТАСС. Но понятнее после этого не стало. Что же готовит ректор на самом деле?
«Виктор Антонович изложил основные принципы создания будущих высших школ. Некоторые деканы сразу выступили в поддержку этой идеи, но подробное обсуждение было решено провести на ученом совете и собрании трудового коллектива. Еще не были введены карантинные ограничения, из-за которых пока к этому вопросу не возвращались», — вспоминает декан геологического факультета МГУ академик Дмитрий Пущаровский.
Обсуждая будущую реформу, в университете заговорили о конце эпохи независимости 42 факультетов. Ситуацию усугубил карантин, осложнивший коммуникации, волна слухов и интерпретаций придала идеям ректора новое звучание и даже новый смысл.
Садовничий объяснил в интервью, что речь идет о повышении эффективности работы МГУ и его международного статуса. Он обещал сохранить автономию факультетов в принятии решений, выборах деканов и финансировании. По уставу университета факультеты разрабатывают штатное расписание, выбирают себе декана и ученый совет, ведут самостоятельную научную, административно-хозяйственную, финансовую и международную деятельность.