Собственное винодельческое хозяйство в России
FAQ и инструкция по применению.
При слове «винодельня» у всех нас возникает ощущение чего-то прекрасного, романтического и приятного. И многие, безусловно, хотели бы почувствовать себя в роли владельца винодельческого поместья, куда приятно было бы приезжать проводить время, пробуя творения талантливого винодела с семьей или друзьями. А прогулки по виноградникам – вместо медитации: стройные ухоженные ряды, травка в междурядье, пригревающее солнышко... Словом, мечта! Виноделие в России развивается очень бурно, интерес к российскому вину растет, а скептицизм в отношении наших вин все чаще разбивается о внушительные образцы, удивляющие именитых винных критиков мирового масштаба. Словом, хорошее время, чтобы основать свою винодельческую династию и войти в историю на десятилетия, а может быть, и столетия!
С чего начать?
В первую очередь важно определиться с масштабом хозяйства. Будет ли это небольшой семейной винодельней или же крупным индустриальным предприятием? Иначе говоря, 10 или 100 га вы хотите освоить? В российских условиях средняя урожайность классических европейских сортов винограда составляет от 6 т до 10 т с гектара, то есть один гектар виноградника позволяет произвести от 5000 до 8000 бутылок.
Далее наступает фаза поиска локации, того самого идеального земельного участка, который станет фундаментом для закладки хозяйства. Важно не принимать поспешных решений, а исследовать максимум предложений, доступных на рынке. В конечном счете желательно остановить предварительный выбор на двух-трех участках, которые, помимо параметров площади (подходящей для планируемого масштаба производства), ландшафтной эстетики и близости к необходимой инфраструктуре, требуется подвергнуть анализу на пригодность для виноградарства, а также на количество различных почвенных видов в рамках участка и наличие водных ресурсов. Важно отметить, что сейчас на российском рынке виноградопригодных земель наблюдается явный перекос в сторону «пейзажности» или популярности района — холмистый участок с красивым видом сразу поднимается в цене, зачастую непропорционально собственно винодельческим качествам. Особенно этим грешит Крым и еще больше — севастопольская зона. Рынок там сейчас откровенно перегрет. Холмы и вид — это, конечно, здорово, особенно если в ваших планах есть развитие туристической инфраструктуры. Но не будем забывать, что многие замечательные и некоторые просто великие вина рождаются на внешне совсем невзрачных и плоских участках. Для примера возьмите хотя бы два культовых и дорогущих бордоских вина: Cheval Blanc и Petrus! Так что следует хорошо подумать: стоит ли платить в пять или даже 10 раз более высокую цену только за симпатичный вид или возможность козырять соседством с уже ставшим