Уроки развития
Какие вызовы и перспективы управляют рынком детских игрушек.
Если каким-либо отраслевым рынком занялось правительство России, это означает, что данный вопрос более чем серьезный. «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2030 года» вступила в силу в прошлом году. Первый этап — поддержка российских предприятий с целью увеличения количества товаров отечественного производства на детском рынке. Пока что их доля составляет 27%. В Минпромторге нацелились на уровень не ниже 41%. Второй этап (с 2025 года) — помощь в развитии экспорта и создание новых производств по выпуску детских товаров, соответствующих требованиям цифровой экономики. На момент утверждения стратегии объем российского рынка детских товаров составлял 780,2 млрд рублей. В 2018 году он вырос на 5%, до 820 млрд рублей, по этому показателю ненамного отстав от общемировых 6,5 –7 %. При этом экономические и демографические проблемы скидывать со счетов нельзя, это признают и в правительстве, и на самом рынке. К тому же цифровизация меняет как предпочтения покупателей, так и каналы продаж. Что следует учитывать производителям и продавцам игрушек и развивающих товаров?
Вопрос цены
Детские игрушки в России дорожают в 2,5 раза быстрее темпов роста инфляции — таковы данные Единой межведомственной информационно-статистической системы. Исследовательская NPD Group оценивает розничный оборот этого рынка в 2018 году в 105 –110 млрд рублей.
«Самые важные вызовы на рынке игрушек — снижение доходов покупателей и падение рождаемости, — комментирует Ирина Седова, эксперт российского отделения NPD. — Детей становится меньше, а их родители стараются сэкономить. Рынок игрушек отвечает тем, что растет доля онлайн-покупок, которые часто дешевле, чем в традиционной рознице. Увеличивается доля игрушек под частными марками сетей, средняя цена такой игрушки на 18% дешевле. Эти товары, которые розничные сети предлагают наряду с известными брендами, дают потребителям большую возможность выбора, а сетям позволяют больше зарабатывать». Тем не менее средняя по рынку стоимость игрушки падать не будет. И хотя родители не станут экономить на покупке игрушек «просто так», количество покупок на одного ребенка в ближайшие годы не вырастет — в основном игрушки будут приобретать на основные праздники. Генеральный директор TOY.RU Александр Смирнов также указывает на демографию, постоянно снижающуюся покупательную способность и, как следствие, — распространение контрафактной продукции. По словам Смирнова, российский рынок игрушек находится в стагнации последние несколько лет и пока тенденции к росту не видно: «Но даже в такой ситуации мы находим точки роста, развиваем сеть, открываем магазины нового формата, выводим на рынок собственные торговые марки в доступном сегменте, боремся с контрафактом. Мы видим большой потенциал в будущем».