Увидеть возможности
Малоизвестные истории о том, как общество реагирует на новые ситуации.
В Японии Акита считается захолустьем. Это сельскохозяйственный район, чьи скромные претензии на известность ограничиваются горячими источниками, пушистыми белыми собаками и саке. Акита также самая «пожилая» префектура страны: при среднем возрасте около 53 лет она стала первой, где более половины населения старше 50 и более трети — старше 65 лет. Приезжайте в Акиту, и всего через несколько минут вы убедитесь, что статистика не лжет: машинисты поездов, контролеры, персонал туристического информационного центра, пары, обедающие в ресторанах, официантки, обслуживающие их, строители, таксисты, горничные и повара — все они в возрасте. Столь заметное старение населения при незначительной рождаемости вызвали в Аките (да и по всей Японии) социоэкономические изменения, с которыми почти всем странам тоже вскоре предстоит познакомиться.
В книге «Экстремальные экономики» Ричард Дэвис через призму экономики рассказывает о ситуациях и обстоятельствах, в которых людям и даже целым странам предстояло переналаживать свой быт или образ жизни. Это малоизвестные истории успехов, неудач и, как в случае Японии, продолжающегося соприкосновения с новыми условиями, исход которого пока сложно спрогнозировать.
Например, кто бы мог сказать, что Заатари, самому большому лагерю беженцев в Иордании (на пике число содержащихся там сирийцев, покинувших родину, составляло 200 000 человек), будет сопутствовать небывалый экономический подъем: в нем даже в нестабильные первые годы уровень занятости составлял 65% (выше, чем во Франции), функционировало 1400 компаний (по одной на каждых шесть взрослых). В начале 2015-го эти никем не санкционированные бизнесы генерировали около $14 млн в месяц, хотя власти лагеря не предполагали, что какая-то основанная на деньгах деловая активность будет там возможна. Думалось, что все потребности жителей будут удовлетворяться парой распределительных центров, куда те будут являться с электронными картами, ежемесячно пополняемыми правительством Иордании.