Все на складе
Как рынок коммерческой недвижимости переболел коронавирусом.
Прошедший 2020 год начинался очень многообещающе для российского рынка коммерческой недвижимости: ставки аренды и цены продаж постепенно росли почти во всех сегментах, большинство аналитиков давали радужные прогнозы для девелоперов и инвесторов. Однако пандемия коронавируса COVID-19, как и следует классическому «черному лебедю», внезапно смешала всем карты и фактически поменяла правила игры. Большинству, кто не был готов оперативно приспосабливаться к новым правилам, пришлось частично пожертвовать прибыльностью своего бизнеса, а для некоторых компаний, кто и так был не в форме, COVID-19 стал опасным для жизни.
Наиболее тяжело пандемия и связанные с ней ограничения отразились на рынке торговой и гостиничной недвижимости. Гостиничную недвижимость государство сразу отнесло к числу пострадавших: было очевидно, что во всем мире индустрия туризма и путешествий оказалась под значительным ударом. Всемирно известный сервис по аренде автомобилей Hertz и несколько авиакомпаний по всему миру объявили о начале процедуры банкротства, однако небольшое число таких случаев скорее говорит о том, что эти компании уже испытывали серьезные проблемы на операционном уровне. В России гостиничные операторы и собственники отелей пережили пандемию, но им пришлось очень нелегко без выручки в период полного локдауна, когда заполняемость стремилась к нулю, а операционные расходы еще были значительными. Сейчас индустрия курортных отелей быстро восстанавливается в результате смещения спроса в сторону внутреннего туризма, но городские отели еще долго будут испытывать проблемы в связи со значительным падением количества деловых поездок.