Выращивание экосистем
Бизнес в интернете растет за счет слияний и поглощений, в том числе и с компаниями из офлайна.
В последние полтора года крупнейшие игроки российского интернета активно скупают молодых и, возможно, перспективных конкурентов, а также заключают партнерства с другими гигантами в попытке получить конкурентное преимущество. «Российские компании, которым не удалось построить большую историю за рубежом, сконцентрировались на расширении нишевых бизнесов в России, чтобы успеть захватить долю на новых рынках внутри страны», — говорит старший инвестиционный менеджер фонда Runa Capital Константин Виноградов. Партнер KPMG Еркожа Акылбек отмечает, что тенденцию к консолидации можно проследить на примере агрегаторов такси, сервисов по доставке еды и электронной коммерции.
Бесспорный лидер Рунета «Яндекс» продолжает чудесное превращение из поисковика в могущественную цифровую многопрофильную империю, или, как сейчас принято говорить, экосистему. Главной сделкой 2017 года стало планируемое объединение «Яндекс. Такси» и Uber, анонсированное в середине июля. Операторы онлайн-такси создадут совместную компанию, которая будет работать в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Инвестиции в проект составят $325 млн: $100 млн предоставит «Яндекс», $225 млн — Uber. При этом «Яндекс» получит в капитале объединенной компании контрольный пакет — 59,3%. В первой половине 2019 года «Яндекс» собирается провести в США IPO этой компании.
Другая громкая коллаборация, на сей раз в сфере электронной коммерции, — совместное предприятие «Яндекса» со Сбербанком на базе агрегатора товаров и услуг «Яндекс.Маркет». О сделке стороны договорились летом 2017 года и могут закрыть ее в первой половине 2018 года: Сбербанк купит акции «Яндекс.Маркета» на 30 млрд рублей. «Яндексу» в совместном проекте будет принадлежать доля в таком же размере.