0,06 га счастья
Рассказываем, когда в России появилось такое явление, как дача, что представляли собой дачные участки в то время и как они трансформировались к дню сегодняшнему.

Еще Пушкин писал: «Гости съезжались на дачу…» Не на шашлыки. Не в баньку. Не сажать-прививать-окучивать. Ехали общаться, музицировать, играть в серсо, читать чужие стихи и сочинять собственные. А заодно сбежать подальше от летнего зноя, пыли и опостылевших за зиму забот. За 200 лет многое изменилось. Но поток дачников, стремящихся летом за город, не иссяк. Наоборот, дачная привязанность укрепилась и прочно вошла в наш культурный код.
Само понятие «дача» возникло еще раньше, в Петровскую эпоху — это слово образовано от глагола «давать». Изначально так назывались земли вокруг Санкт-Петербурга, дарованные Петром особо отличившимся дворянам за государственные заслуги. По сути, Пётр и был первым дачником, а первой дачей можно назвать его Летний дворец. Сегодня усадьба расположена в центре города, однако в начале XVIII века это были еще не заселенные, дикие места. Для Петра строились и более отдаленные резиденции, например, в Петергофе. Император ввел в обыкновение выезды на природу. А чтобы придворные были под рукой, они тоже получали во владение участки, на которых впоследствии уже своими силами возводили дома-дворцы и разбивали сады, но пользовались ими, только пока были в фаворе. Затем «дачное» хозяйство переходило к другому счастливцу. Фактически это и были первые госдачи.
Одно из толкований слова «дача» в словаре В. Даля — «небольшая поземельная собственность, некогда даровая, от царя, или данная по дележу, по отводу». А «дачник» — «охотник до дачной жизни».
Те дачи «от царя» — не что иное, как старинные русские усадьбы, с их тысячу раз описанным классиками бытом, точнее, бытием: охотами, вечерними променадами, музицированием, домашними спектаклями, «ларинскими» балами и «державинскими» обедами.