Кружево: сплетено на коклюшках
Мелодичный перезвон деревянных палочек, ловкая работа пальцев — рассказываем, как рождается кружево на вологодский манер
У кружевоплетения давние традиции. Неизвестно, кому первому при взгляде на ажурную вышивку пришла в голову идея иначе передать волшебный узор — плетением на коклюшках. По версии исследователей, жил этот человек в XV–XVI веках в Италии. Нашитая на воротник или рукава тесьма из чудных узоров превращала любой наряд в неординарный. И аристократия сразу оценила новшество. Плели изделия из тончайших нитей, преимущественно девочки. Считалось, что влажная льняная кудель легче поддавалась обработке именно нежными детскими руками.
Славилось и дорого стоило итальянское, немецкое, французское кружево. В Россию его привозили купцы. Вологда стояла на северных торговых путях в Москву, по которым и везли заморское диво. Русские предприимчивые помещики решили: нет того, что не смогли бы повторить их крепостные крестьяне. И те действительно освоили кружевоплетение, а затем стали придумывать и свои фоновые решетки, заменять иноземные орнаменты родными, приходящими из местной росписи и резьбы по дереву.
По вологодскому кружеву можно проследить историю страны. Мастерство людей восхищает!
«При плетении мастерицы использовали сколок — рисунок на бумаге, где просчитаны все переплетения нитей. Сколки стоили недешево, — рассказала заведующая вологодского Музея кружева Юлия Евсеева, — их бережно хранили, покупали в складчину».