Щи: вoт она, скрепа!
Этот суп с кислинкой бывает наваристым (мясные/рыбные щи), постным (на основе овощей), красным (со свеклой), зеленым. На Руси его любили и бедные, и богатые. Универсальнее блюда просто нет!
Не соврем, если отметим, что этот суп случался на столах наших предков чаще, чем что-либо еще. И всякие часто звучащие фразочки вроде «Щи да каша — мать наша», «Щи всему голова», «Где щи, там нас и ищи» лишь подчеркивали, насколько это блюдо для них было важно и незаменимо. Вариаций его приготовления множество: со свежей капустой или квашеной, с яблочным рассолом или мучной заправкой, с пряностями или без — главное, чтобы щи не просто варились, а долго томились-настаивались (желательно в горшке на печи) для приобретения своего уникального вкуса и аромата.
Не менее уникально и название супа. В старину его называли шти. У этого слова три варианта происхождения. Первый: щи (шти) — сокращенное название щавеля, травы, известной своим кисловатым привкусом. Второй: слово образовано от древнерусского слова «съто», которое имело два значения — пропитание и похлебка с капустой и щавелем. И наконец третий: по версии лингвиста Ивана Бодуэн де Куртенэ, «щи» происходят от датского слова sky — «навар». Как видим, все три версии перекликаются.
История блюда
Первое подобие щей на Руси приготовили в IX веке. Это была похлебка из крапивы, щавеля, репы, свеклы, моркови и мяса (в его отсутствие клали рыбу или грибы). Кочанной капусты тогда на Руси еще не было, вместо нее использовали дикую. По сути, это была кудрявая розетка из рифленых, закрученных листьев. Также добавляли репчатый лук, корни сельдерея, чеснок, укроп, лавровый лист, перец. Блюдо получалось густым и вкусным, поэтому быстро закрепилось в повседневном рационе. Более того, щи стали символом сытости и достатка. Считалось, что если у хозяйки есть продукты для щей, то голод и холод ее дому не грозит.