Двигатели авиалайнеров и дебаты об их количестве

Наука и техникаHi-Tech

Два против четырех

Гайдай Дмитрий

Ил-96-400М. Источник: uacrussia.ru

1 ноября 2023 года поднялся в воздух первый образец модернизированного лайнера Ил-96-400М. В связи с этим на разных площадках вновь обострились дебаты о перспективах этой машины, о ее нужности и востребованности. Ключевой аргумент, который выдвигают противники лайнера, – установка на Ил-96 четырех двигателей.

Последние годы в СМИ часто встречается тезис о неэффективности и большом расходе топлива у четырехдвигательных лайнеров. Причем речь идет не только об Ил-96, но и о мировой авиации в целом. Утверждается, что переход на два двигателя – новый тренд, имеющий в своей основе стремление снизить расход топлива. В качестве примера приводится обычно завершение карьеры таких лайнеров, как Boeing 747, Airbus A340 и A380. Мы же в этом материале посмотрим, действительно ли наличие четырех ТРДД на самолете увеличивает количество потребляемого топлива.

Экономика

Начнем с того, на что точно влияет количество двигателей, – на периодичность и трудоемкость (а значит, стоимость) обслуживания. Большее количество двигателей означает статистически большую вероятность поломки одного из них. Кроме того, количество двигателей влияет на трудоемкость обслуживания лайнера. В результате – самолет чаще и дольше простаивает на земле и приносит перевозчику меньше прибыли, тогда как затраты на его обслуживание увеличиваются. Все это ухудшает экономику четырехдвигательных самолетов. Именно экономику, а не экономичность.

В общей сумме затрат при эксплуатации лайнера данный эффект не играет ключевой роли, это только один из факторов, на которые смотрит авиакомпания при выборе самолета.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Открыть в приложении