Два против четырех
1 ноября 2023 года поднялся в воздух первый образец модернизированного лайнера Ил-96-400М. В связи с этим на разных площадках вновь обострились дебаты о перспективах этой машины, о ее нужности и востребованности. Ключевой аргумент, который выдвигают противники лайнера, – установка на Ил-96 четырех двигателей.
Последние годы в СМИ часто встречается тезис о неэффективности и большом расходе топлива у четырехдвигательных лайнеров. Причем речь идет не только об Ил-96, но и о мировой авиации в целом. Утверждается, что переход на два двигателя – новый тренд, имеющий в своей основе стремление снизить расход топлива. В качестве примера приводится обычно завершение карьеры таких лайнеров, как Boeing 747, Airbus A340 и A380. Мы же в этом материале посмотрим, действительно ли наличие четырех ТРДД на самолете увеличивает количество потребляемого топлива.
Экономика
Начнем с того, на что точно влияет количество двигателей, – на периодичность и трудоемкость (а значит, стоимость) обслуживания. Большее количество двигателей означает статистически большую вероятность поломки одного из них. Кроме того, количество двигателей влияет на трудоемкость обслуживания лайнера. В результате – самолет чаще и дольше простаивает на земле и приносит перевозчику меньше прибыли, тогда как затраты на его обслуживание увеличиваются. Все это ухудшает экономику четырехдвигательных самолетов. Именно экономику, а не экономичность.
В общей сумме затрат при эксплуатации лайнера данный эффект не играет ключевой роли, это только один из факторов, на которые смотрит авиакомпания при выборе самолета.