Первый взлёт – как в песне первая строка!
Дорогие товарищи, эта статья – уже пятая из цикла о производстве самолетов по технологиям ХХ века, а так как по ним работает еще множество авиастроительных и авиаремонтных заводов по всей России и за ее пределами, то эти знания еще долго будут актуальны. И сегодня речь пойдет о работе ЛИС – летно-испытательной станции, наземных и летных испытаниях.
Прошлая статья завершилась отработкой топливной системы, системы управления, радиосредств и навигационных систем. Самое время запускать двигатели. Но на многих самолетах есть еще и ВСУ – вспомогательная силовая установка, которая дает и электропитание, и сжатый воздух для системы кондиционирования, а часто – еще и для стартеров маршевых двигателей. Поэтому вначале запускается она и многие проверки делаются от нее.
Запуск ВСУ – первая по-настоящему пожароопасная операция. Конечно, опасны и заправка топливной системы, и заправка кислородной, и даже простое включение под ток, но ВСУ – настоящий газотурбинный двигатель, хоть и маленький. Она выпускает струю газов с температурой в несколько сотен градусов и дает горячий воздух в систему кондиционирования. Поэтому к ее запуску противопожарная система и система нейтрального газа (если она есть) обязаны быть исправными и заряженными, а на стоянке должна дежурить пожарная машина.
Итак, аккумуляторы в контейнерах, воздухозаборные и выхлопные створки открыты, нажимается кнопка запуска. Включаются стартер и зажигание, подается топливо... Но розжига не происходит – выключен автомат питания зажигания. Идет расконсервация: топливом из топливной системы ВСУ вымывается консервационное масло. После того как стартер отработает и ротор ВСУ остановится, делается холодная прокрутка – просто включение стартера, без топлива и зажигания, чтобы очистить газовоздушный тракт от топлива. И уже после холодной делается нормальный запуск.