Планеты «железные» и «алмазные»

Планеты рождаются из газопылевых дисков молодых звезд, из тех же, что и звезды холодных туманностей, химический состав которых, как сейчас уже можно «видеть» средствами спектрометрии, всюду примерно одинаков. Как следствие, «каменистая» планета, формирующаяся во внутренней части диска, будет подобна Земле, Венере или Марсу – иметь железное ядро и состоящую преимущественно из кремнезема мантию. Но это не мешает появляться, а теперь и наблюдаться в Галактике и мирам необычным: «железным» и «алмазным» планетам.
...Причем в общем случае это одно и то же. Ибо и «алмазная» планета состоит не из алмаза, даже не из углерода, а из железа главным образом. Собственно, наличие алмазов в товарных количествах на телах данного класса необязательно. Тем не менее «алмазные» или «углеродные» миры – одни из самых необычных планет, даже если не иметь в виду странное название.
Насколько эти миры необычны, можно понять на примере обнаруженной в 3900 световых годах от Земли планеты J1719−1438 b. Массой это тело превосходит Юпитер (что, впрочем, является исключением – «алмазные» планеты необязательно велики), но диаметр имеет всего лишь вчетверо больший земного. Ускорение свободного падения на поверхности данного тела составляет 16g. Состоит же «алмазная» планета, как отмечалось выше, из железа и никеля, в недрах тела подвергшихся чудовищной степени сжатия, так что средняя плотность J1719−1438 b оказывается более высокой, чем у ртути.
При чем здесь алмазы, если планета железная? Это лишь одна из тайн, а у «алмазных» планет их много. Но предполагается, что поверх состоящей из жидкого железа мантии такие миры могут иметь кору с очень высоким содержанием углерода. А у поверхности углеродную по преимуществу. И там-то могут быть алмазы. Причем не в форме россыпей, в виде слоя коры. Но могут и не быть. Это неважно. Тут не в алмазах дело.